На вопросы читателей отвечает Декан Факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (ФГУ МГУ) Сурин Алексей Викторович.
Краткая биография собеседника:
Сурин Алексей Викторович родился 3 ноября 1953 года в г. Будапешт (Венгрия). В 1975 г. окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1979 году – аспирантуру МГУ. С 1979 года работает в Московском государственном университете.
1994-2000 г.г. – Директор Института государственного управления и социальных исследований (ИГУиСИ) МГУ. С 2000 года – декан факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.
А.В. Сурин – член Ученого совета МГУ, Председатель Ученого совета факультета, член рабочей группы «Партнерство ради мира», член рабочей группы проекта «Административная реформа», главный редактор журнала «Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление: государство и общество», член редколлегий «Реформы и реформаторы», «Новые идеи и технологии факультета государственного управления» и др.
А.В. Сурин читает курсы лекций «Теория управления», «Информационный менеджмент», «Информатика», «Электронное правительство». Читает специальные курсы для аспирантов, руководит их научно-исследовательской и педагогической работой. Является автором более 70 научных публикаций, посвященных проблемам теории управления, государственной службы и образования в области государственного управления, методологии и философии науки.
Стенограмма
Автор: Ягодин Д.Ю., главный редактор
Уважаемые господа, сегодня 21 ноября 12:00 по Москве. Гостем издания "Moscow Business Times" на этот раз стал Декан Факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова СУРИН Алексей Викторович, а тема текущей конференции - "Государственное и муниципальное управление. Проблемы дефицита и подготовки профессиональных кадров. Перспективы". Прием вопросов завершается 22 ноября в 18:00 по Москве.
Автор: Николай Михайлович, Москва
Г-н Сурин, как Вы оцениваете перспективы решения проблемы дефицита молодых и профессиональных управленцев в публичной сфере? Какие бы элементы соответствующего западного опыта было бы полезно изучить или использовать у нас, в России?
Автор: Сурин А.В.
В первую очередь, я бы разделил молодых и профессиональных. Не хватает в России профессионалов, прежде всего, и не хватает молодых. Сейчас чиновников стало в несколько раз больше, чем раньше. Речь идет о том, что они, видимо, не профессиональны и работают больше на себя, чем на само государство.
Насчет использования западного опыта. Пока у нас складывается ситуация с бизнесом таким образом, что он может предложить условия для молодого человека в 5-6 раз лучше, чем государство. Это положение трудно исправимо, потому что пока выпускник факультета, устраивающийся на работу в государственный аппарат, будет ориентироваться на 500 долларов в государственной сфере и на 3-4 тысячи в фирме, ситуацию с дефицитом молодых и профессиональных никак не решить.
При использовании западного опыта очень важно понять, что, если принимать их систему, то только в более или менее целостной форме, а не в виде отдельного фрагмента, связанного с госуправлением. Кроме того важно осознать, можем ли мы ее принять для себя целиком и полностью, потому что не все наши попытки пойти по западному пути успешны.
Автор: Константин Николаевич, Москва
Алексей Викторович, как возглавляемый вами факультет организует подготовку управленцев, проходят ли они по какой-то конкурсно-рекрутинговой программе после получения диплома, т.е. распределяются по органам гос. управления исходя из заказа, конкурса и т.п.
Автор: Сурин А.В.
К сожалению, ничего похожего нет. Дело в том, что государство пока очень неактивно относится не только к подготовке специалистов, но и к их приему.
Мы при распределении сталкиваемся со следующими проблемами. С одной стороны, пытаемся проводить отбор, «отбиться» иногда от предложений коммерческих фирм, которые хотят наших специалистов взять на работу просто потому, что у них хорошее образование. С другой, стремимся устроить кого-то из наших выпускников в более или менее приемлемое место в государственной структуре.
Проблема даже не в том, что в государственной сфере не очень хорошие финансовые условия (это второй вопрос), самое главное - там пока нет ориентированности на новации, на подготовку новых специалистов. Все реформы, которые проводятся, направлены на работу со старыми кадрами, а не с новыми. И губернаторы, и министерства, если они хотят, могут повлиять не просто на отбор управленцев, а на их подготовку. На 3, 4, 5 курсе можно ввести специализации, которые будут ориентированы именно на работу в определенных областях. Мы готовы внедрять новые программы. Но нам необходима поддержка.
Автор: Сытников С.А., Москва
Федеральное собрание рассматривает проблему "дефицита управленческих кадров" именно под углом "дефицита молодых управленческих кадров", может быть именно с таким восприятием следует подходить к дефициту? По-моему, конечно же в России очень много чиновников, но, если сравнивать это количество с показателями других развитых европейских стран, то может даже показаться, что это число не такое и страшное, как его малюют? Может быть, все дело в неполноценности и отвратной комплексной организации аппарата управления?
Автор: Сурин А.В.
Существуют разные проблемы дефицита. В одном случае, необходимо сохранить стационарное состояние какой-то государственной структуры, сохранить то, что есть. Основная проблема здесь заключается в том, что низкая заработная плата приводит к коррупции.
Другая сторона связана с инновационной деятельностью государства, когда оно пытается охватить своим влиянием те сферы, которые никогда не были предметом его влияния. Например, при взаимодействии с бизнесом. Для этого нужны управленцы нового типа, молодые, готовые к работе и в коммерческой среде, и в государственной сфере, для которых нужно составлять и готовить специальные программы.
Что касается дефицита управленческих кадров, я бы сказал, что это не столько дефицит, сколько неправильное структурное наполнение.
Автор: Алена Редина
Чем определяется возрастание интереса молодежи к работе в сфере государственного управления? Спасибо
Автор: Сурин А.В.
Хороший вопрос. Интерес действительно растет и связано это с несколькими обстоятельствами.
В постсоветские годы государство крайне ослабло. Оно практически было в параличе, поэтому интерес к сфере госуправления в это время резко упал. Он больше был направлен на коммерческие структуры, на огромные заработки.
Дальше возникло две вещи. Во-первых, государство стало подниматься, усиливаться, во-вторых, и быстрые деньги в бизнесе тоже ушли. Психологическое осознание того, что наша страна сейчас сильно ослабла, возбуждает и патриотические чувства защиты.
Сегодня за счет патриотического настроя многое удастся сделать. Я думаю, что увеличение или уменьшение влияния государства на мотивацию носит периодический характер, не может быть постоянным.
Автор: Елена Степанович, Санкт-Петербург, студентка
Алексей Викторович, с какими зарубежными университетами и организациями сотрудничает Ваш факультет? Что наиболее важного и полезного от сотрудничества получил Ваш факультет, и получили ли зарубежные партнеры что-нибудь от сотрудничества с Вами?
Автор: Сурин А.В.
Мы сотрудничаем с Марийским государственным университетом, Министерством образования Московской области. Подписаны договоры о сотрудничестве с Высшей Школой Государственного Управления г. Белосток, Польша; с Национальным фондом политических наук и Парижским Институтом политических наук, г. Париж, Франция, Высшей Федеральной Школой государственного управления г. Брюль, Германия.
Кроме того, ООН, Всемирный Банк, Ассоциация школ и институтов по государственному управлению Центральной и Восточной Европы (NISPAcee), Международная ассоциация школ и институтов по государственному управлению (IASIA), TACIS, российские компании: ГМК, Норильский никель, ОАО, Автоваз, ОАО ЛУКОЙЛ – это лишь некоторые организации, с которыми мы сотрудничаем.
Что мы получили от сотрудничества с зарубежными вузами? Получили чувство уверенности, что мы выбрали правильный путь в развитии своей программы, потому что мы увидели не только, что можем с ними взаимодействовать, но и то, что очень часто мы находимся на более высоком уровне. Этот высокий уровень связан и с тем, что у нас большой конкурс, и на факультете собираются очень интеллектуальные ребята, и с тем, что мы три года ведем довузовскую подготовку, что поднимает интеллект, поэтому этим ребятам довольно легко конкурировать со своими сверстниками.
Второе, не надо забывать об очень серьезной российской школьной программе, фундаментальной программе, которая, несмотря на то, что есть ухудшения, пока еще сохраняет свое значение и остается одной из лучших.
Третье - то, что, когда мы создавали факультет, мы пытались создать его не только на основе каких-то уже имеющихся традиций, а на основе проектов. Мы увидели, что наши программы часто выходят за пределы того, чему учатся в других вузах, но также и многое почерпнули у них, в частности, практически ориентированные занятия, формы коллективного творчества. Мы увидели, что очень серьезно построена система магистратуры, где обучаются, как правило, студенты, уже имеющие опыт работы. В зарубежных вузах большинство профессоров и преподавателей обязаны участвовать в серьезных разработках: экспертных и научных, которых у нас нет.
Получили ли они от нас что-нибудь? Безусловно, поскольку я увидел, что интерес продолжается и даже увеличивается. Их заинтересовала наша фундаментальность, то, что некоторые предметы, которые для них не являются приоритетными, например, компьютерные технологии, математика, - у нас на таком уровне, что с ними даже не сравнить. Их удивила наша техническая оснащенность, когда мы проводим, например, видео-конференции, большинство вузов не могут провести их с нами, потому что у них такого оборудования нет.
Сейчас возникла идея составления единых программ, которых просто нет ни в университетах западных, ни в восточных, ни у нас. Мы рассматриваем возможность создания единой программы для подготовки специалистов, которая будет использовать и американский, и китайский, и наш собственный опыт.
Автор: Евгений Самойлов, Москва
Что мы должны использовать при подготовке госуправленцев из опыта развитых стран Запада?
Автор: Сурин А.В.
Я бы не стал утверждать, что нам надо напрямую заниматься заимствованием отдельных сторон. Самые простые и важные вещи заключаются в следующем. Чиновник должен быть образован, он должен работать в команде, он должен быть практически ориентированным.
Мы готовим управленцев в условиях университета и намного сильнее привязаны и к математикам, и к психологам, и к юристам. Такое единство дает возможность подготовить более широкую программу для общего управления, чем просто быть ориентированными на государственное или корпоративное управление, как это делается в большинстве школ управления.
Что мы должны использовать – это то, что студенты университетов развитых стран Запада проходят практику в местных правительствах, что имеет колоссальное значение. Кроме того, у них очень хорошо разработана методика изучения кейсов, мы практически только-только начинаем эту работу, и как массовую ее принять не можем.
Наш минус еще и в том, что у нас невелико поколение тридцатилетних преподавателей, без которых крайне сложно вести диалог со студентами, потому что они воспринимают тебя, как человека из другого поколения, который учит тому, чему им учиться необязательно.
На Западе есть ориентация на то, что в университетах даются знания, которые будут нужны студентам на работе. В наших условиях от нас ожидают, что мы научим студентов учиться и приобретать знания, научим культуре общения, а не каким-то конкретным технологиям, которым учат на самой работе.
Автор: Полина Александровна, Москва
Каковы карьерные перспективы выпускников модных сейчас факультетов государственного управления?
Автор: Сурин А.В.
Здесь я бы выделили 2 вопроса: чего они хотят, и что их ожидает. На первом курсе многие хотят стать президентами, в дальнейшем готовы ограничиться работой в крупном министерстве, а позднее их устроил бы определенный отдел, сектор, особенно, если это сектор или федеральное агентство при губернаторе, который занимается очень важным делом.
Приведу один из примеров. В одной из областей есть агентство, которое связанно с подготовкой к реализации проектов для сотрудничества с различными зарубежными фирмами и компаниями. Возглавляет его наш выпускник. Он напрямую обеспечивает выход на губернатора и помогает этой области выходить на сотрудничество независимо от федеральной власти. Другая карьера – помощник помощника президента. Один из крупнейших наших чиновников, который готовит целый ряд проектов, нуждается в помощи нашего выпускника.
Пока движение на вершину карьеры в государственных структурах не очень получается. Гораздо быстрее это происходит на уровне компании.
Автор: Сергей Машток, Москва
Кто оплачивает подготовку специалистов по государственному управлению?
Автор: Сурин А.В.
Такая сложилась практика, что по специальности «государственное управление» стали готовить гораздо позднее, чем по таким специальностям, как математика, физика, философия, филология и т.д. По существу, надо было видоизменять структуру специальности, чем, прежде всего, должно было заниматься государство, либо создавать коммерческие программы, которые оплачивают сами студенты.
Так и получается. В основном, государство оплачивает обучение меньшей части студентов, остальные платят, потому что хотят получить хорошее образование.
С точки зрения государства это бессмыслица готовить только людей, которые могут оплатить свое образование в условиях России. Это означает сильно скорректировать нормальный поток выпускников по специальности «государственное управление». Выходов здесь может быть несколько.
Один из выходов – система, связанная с кредитованием. Она начинает развиваться, и постепенно эта практика расширяется. Но пока это очень дорогое удовольствие, так как у выпускников факультета государственного управления зарплата не такая большая, как в бизнесе и им труднее отдавать кредиты.
Вторая – это заказы государственных структур. Мы готовы уже перейти на тот уровень, когда губернаторы будут оплачивать часть обучения тех ребят, которых они направляют к нам. Главное, чтобы это были не просто дети высших чиновников, а, лучшие, способные ребята, которые по окончании университета будут готовы вернуться в свой регион, а не останутся в столице.
И, третье, - поменять структуру наверху, когда речь идет о том, чтобы менять постоянно номенклатуру специальности.
Автор: Григорий Андреев
Каковы тенденции изменения конкурса поступающих в МГУ, в целом, и на ФГУ, в частности?
Автор: Сурин А.В.
В университете, который является одним из лучших вузов России – огромный запас прочности. Я думаю, число желающих получить образование будет расти в той степени, в какой это, в принципе, возможно. И если демографический спад повлияет на систему поступающих в вузы, то на МГУ все-таки в меньшей степени.
Что касается ФГУ, здесь конкурс продолжает расти. Это объясняется следующими факторами. Первый – не очень большое количество бюджетных мест, куда мы имеем высокий конкурс и второй – это переход на 3 экзамена вместо четырех, создание новых специальностей, улучшение общего уровня образования. Все это дает 10-12% прироста в год. Я думаю, что примерно такая тенденция и сохранится, если мы не изменим ситуации.
Автор: Дианова Катя, Москва
Алексей Викторович, на вашем сайте много информации о конференциях, семинарах, форумах. Это такая важная форма работы?
Автор: Сурин А.В.
Существенно меньше информации, чем мне хотелось бы. Не все проходящие на факультете конференции и семинары представлены на сайте. Форма работы, безусловно, очень важная, так как тем и отличается университет, что общение студентов происходит совместно с крупнейшими экспертами и специалистами на разных семинарах, конференциях, форумах. Они выходят на равные отношения со старшими коллегами.
Наш факультет занимается экспертно-аналитической деятельностью, и конференции дают возможность установить контакты с теми, кому нужна наша помощь, сделать заказ на определенный проект.
Автор: Виноградова Севиль
Чем отличается подготовка специалистов по государственному управлению от подготовки по корпоративному управлению?
Автор: Сурин А.В.
Если готовить людей к конкретной работе в государстве и в корпоративном управлении – это две разные программы. Одна называется public administration – государственное управление, другая – business administration – корпоративное управление.
В первом случае больше права и административных технологий, а во втором – экономики.
Однако мы считаем, что для нашей страны не очень рационально готовить управленцев только в одном из перечисленных направлений, так как мы не можем знать, как сложится жизненный путь выпускника. Вероятно, у него будут переходы из сферы бизнеса в сферу госуправления и наоборот.
Специализация на третьем, четвертом, пятом курсах позволяет студенту лучше ориентироваться на те или иные аспекты государственного или корпоративного управления.
Автор: Денис Матвеев
Какие новые специальности открыты на ФГУ в последние годы?
Автор: Сурин А.В.
Первая специальность, которая открылась в 1994 году, была связана с общим управлением. Называется она «Государственное и муниципальное управление». Чуть позже специальность «государственное и муниципальное управление» была введена как программа второго образования.
В 2001г. была открыта специализация «Антикризисное управление», связанная не только с экономикой, но и с государственной сферой. Кризисные ситуации – это нестабильное состояние многих сфер нашей общественной жизни в период длительного времени. Например, в кризисном состоянии находится наша оборонная промышленность, образование, социальная сфера, некоторые регионы. Поэтому такая специальность необходима.
И в 2005 году введена специальность «Управление персоналом». На мой взгляд, очень важная, так как до последнего времени управлением персонала занимались часто бывшие отставники, которые не имели представления о том, как создавать и мотивировать команду, способствовать развитию специалиста, как удержать его в своей команде, несмотря на то, что где-то условия могут быть лучше, как достойно расстаться с человеком, чтобы он не был врагом организации. Специалистов, обладающих такими знаниями, мы хотим готовить на отделении управления персоналом.
Кроме того, на факультете существует несколько магистерских программ, на которые могут поступать выпускники высших учебных заведений, имеющих диплом бакалавра или специалиста по менеджменту, философии, политологии, социологии, экономике.
Автор: Антон Румянцев
Алексей Викторович, современный госуправленец - это больше экономист, больше юрист, или специалист, синтезирующий в себе эти качества?
Автор: Сурин А.В.
Современный управленец – это не только экономист или юрист, это управленец, у которого есть знания, касающиеся и юридической стороны дела, и экономической, и управленческой. Мы преподаем около 15 дисциплин, которые относятся только к сфере управления, а не к экономике или праву. Есть предметы, связанные и с психологией, и с социологией, с теорией политики. Управление само по себе может стать фундаментальной научной областью, которая пересекается существенно и с экономикой, и с правом, и с политологией, и с некоторыми другими дисциплинами.
Автор: Ягодин Д.Ю., главный редактор
Уважаемые господа, прошу считать конференцию завершенной. Всем спасибо.
Прием вопросов завершен